Автомобильные катализаторы

Дата публикации: 29 июня 2019  

Одним из основных факторов, приводящих к загрязнению окружающей среды, являются выхлопные газы автотранспорта.

Автопроизводители решают данную проблему путем оснащения машин специальными устройствами для многоуровневой очистки выхлопных газов – катализаторами. Обычно катализатор располагается на принимающей трубе, хотя может быть установлен и сразу за ней. Это устройство состоит из теплоизолированного корпуса с керамической или металлической основой, имеющей форму сот. Сверху данной конструкции сделано напыление из сплава платины, палладия, иридия и родия. Форма в виде сот используется для максимизации площади соприкосновения этого напыления и раскаленных выхлопных газов. В процессе взаимодействия между ними происходит химическая реакция, в результате которой содержащиеся в выхлопных газах вредные вещества нейтрализуются, и в атмосферу после очистки попадают только азот и углекислый газ.

Хотя автомобиль вполне может работать без катализатора, в ряде случаев его наличие является обязательным. В странах Евросоюза использование автомобилей без этого устройства запрещено, так что при поездке в одну из них необходимо позаботиться о соблюдении местного законодательства. Продать катализатор, отработавший свой срок, можно только для его последующей переработки. При поломках он не подлежит ремонту и должен быть заменен на новый. Запас прочности большинства выпускаемых в настоящее время катализаторов рассчитан на автопробег от ста до ста двадцати тысяч километров, хотя в некоторых случаях потребность в их замене возникает несколько раньше. Это происходит при наличии скрытых неполадок в системах питания и зажигания машины. В подобных ситуациях перед заменой катализатора необходимо провести полную диагностику данных систем.

Явный признак завершения срока службы катализатора – выгорание напыления на соты. В автомобилях, оснащенных компьютерами, об этом немедленно извещает бортовая система. При отсутствии бортового компьютера на авто о возникновении такой проблемы можно сделать вывод по следующим признакам:

  • на повышенных оборотах время от времени или постоянно исчезает тяга;
  • автомобиль заводится с большим трудом, приходится долго работать стартером;
  • при полном вдавливании педали число оборотов прекращает увеличиваться больше четырех тысяч, при этом машина нуждается в гораздо большем количестве горючего.